"Всем, кто трудится в школе № 1, родителям, ученикам, учителям - праздничного настроения, энергии и сил для новых свершений и побед!" - Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин

 

Страничка психолога

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, это получается не всегда, и необходимо помочь детям разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Как это сделать? Этому и посвящена работа педагога-психолога нашей школы.

Система психологической помощи, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного периода развития детей, во-вторых, построена  с учетом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии. Большое внимание  на индивидуальных и групповых занятиях с психологом уделяется обсуждению различных ситуаций, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке.  

Организация психологической поддержки в школе включает направления:

- общая развивающая работа по отношению ко всем детям;

- проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей судить об уровне сформированности каких-либо навыков, на выявление группы учеников, испытывающих трудности в усвоении материала, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии;

- консультативная работа по  отношению к детям с выявленными психологическими проблемами обучения и развития;

- консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся;

- консультирование администрации школы по итогам консилиумов;

- аналитическая работа, направленная на обработку результатов проведенной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже в незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути. Даже в младших классах многие задумываются о будущей профессии и, вообще, о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность обратиться к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Консультирование педагогов

Интеллектуальное развитие обучающихся

Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений обучающихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы детей, их самопознания и самоактуализации могут служить следующие формы работы: интеллектуальные марафоны; дни интеллектуального творчества; защита интеллектуальных проектов; экскурсии в учебные заведения и исследовательские лаборатории; интеллектуальные ринги и викторины и т.д.

Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся:

5 класс: В.И. Даль и его толковый словарь; Я и мои способности; Мир энциклопедий.

6 класс: Мои сильные и слабые стороны; Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть; Мои “почему?” и ответы на них.
7 класс:  Глубинные тайны человеческого познания; Внимание и внимательность. Слова одного корня? Как научиться управлять собой.
8 класс: Талантливость и гениальность. В чем они проявляются? Тренировка памяти – залог будущего успеха.
9 класс:  Человек и творчество. Веление творения человечества; Разговор с самим собой по душам; День творческого представления в школе.
10 класс: Как научиться властвовать собой? Мои лингвистические способности. Как они проявляются? Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
11 класс: Пока я мыслю, я вижу; Юмор в жизни человека; И на Марсе будут яблони цвести. 

Формы работы для преодоления вредных привычек обучающихся

Классный руководитель должен уделить большое внимание в работе с классом по формированию у обучающихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учеников, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующим формы работы: просмотр видеофильмов с последующим обсуждением; просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления; чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях; встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни; встречи со специалистами; изучение отношения взрослых к проблемам учащихся; экскурсии в медицинские учреждения и посещение музеев специального назначения; тематические викторины; конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа; конкурсы рекламных щитов по данной проблеме; нравственные классные часы; пресс – конференции по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
1. Мероприятия должны соблюдать время, место и момент. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учеников.
2. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на эту тему не терпит фальши и формализма.
3. Мероприятие такого рода должно быть очень искренним и максимально откровенным со стороны взрослого.
4. Форма общения – не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
5. Факты, события и статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
6. Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Какие мероприятия можно проводить в классе с помощью психолога?

По рекомендации классного руководителя психолог проводит тематические классные часы, направленные на психологическое просвещение обучающихся. Темы классных часов или уроков психологии могут быть самыми разнообразными, к примеру:
- Кто я? Какой я? Каким я хочу быть? Мои “хочу” и мои ”надо”,
- Ум человека. Как его развить?
- Как развивать в себе хорошую память.
- Что такое мой характер?
- С чем могут быть связаны проблемы общения?
- Мир моих способностей.
- Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов.
- Профессиональные склонности и способности человека.
- Как избежать проблем в общении с близкими тебе людьми.
- Конфликтный человек. Какой он?
- Люди, которых я не имею права забывать.

Консультирование родителей

Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок». Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с ребенком.

Советы родителям

- Принимайте ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремитесь понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушайте ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

- Понимайте, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

- Не пытайтесь "лепить" своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

· Чаще вспоминайте, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

· Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Правила общения с ребенком

· Безусловно, принимайте ребенка – любите его не за то, что он красивый, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

· Активно слушайте ребенка – «возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

· Бывайте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

· Помогайте, когда ребенок просит.

· Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.

· Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

· Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.

· Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

· Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

· Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

· Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.

· Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

· Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.

· Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

· Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, о том, что чувствуете вы, а не о нём, о его поведении.

· Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

· Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

· Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

· Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя!

· Помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто, в основном, о нем!

- Чтобы ребенок ощутил вашу заботу и поддержку, любовь и внимание, почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему ребенку учиться с радостью и усилит его желание ходить в школу.

- Чаще хвалите ребенка: Молодец! Хорошо! Удивительно! Гораздо лучше, чем я ожидал! Лучше, чем все, кого я знаю! Великолепно! Прекрасно! Экстра-класс! Ты одаренный. Ты сегодня много сделал! Отлично! Уже лучше! Прекрасное начало! Ты просто чудо! Ты на верном пути! Ты в этом разобрался! Поздравляю! Я тобой горжусь! Мне очень важна твоя помощь! Ты мне необходим! С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше! Научи меня делать также! Тут мне без тебя не обойтись! Я знала, что тебе это по силам! Я горжусь тобой!

Школьный педагог-психолог:

Ширяева Валентина Андреевна

т. 22 - 30 - 80

Яндекс.Метрика